О гранже
Как говорят психологи, наиболее устойчивые установки в нас формируются в детстве, отчасти в юности. Это касается и музыкальных предпочтений, с чем в той или иной степени, полагаю, согласятся почти все. Среди постоянно пополняющегося списка музыки, которая нам нравится, всегда остается та часть, что была где-то «в начале». Для меня этим, пожалуй, остался гранж.
Вообще-то я начал вдумчиво, осмысленно, завороженно слушать музыку и понимать, что значит она для меня многое, чуть раньше бума популярности «Нирваны» и всего гранжа. Но именно в тот период, когда везде и всюду зазвучала «Smells like teen spirit», формировалась моя личность уже как взрослеющего человека, ясно осознающего свое «Я» в окружающем мире. Ну, можно сказать, что просто совпало, дабы не пускаться в далекие ностальгические рассуждения.
Однако, все течет – все изменяется. Прошла юность, стихла и популярность гранжа. Очень редко в последние годы ставлю я записи той же «Нирваны». Вроде бы, хватает и новой интересной музыки. Очарованность многих пост-роком не миновала и меня. Я нашел там то, чего недоставало мне в гранже. Да и сам он попутно видоизменился, передав эстафету следующей волне команд схожей направленности. Правда, в личном восприятии все это стало уже не тем: не вернуть прежнее ощущение гранжа, как ушедшую юность. Но ведь попадается на глаза порой словечко «пост-гранж». И оказывается, к нему вроде можно причислить и тех, и этих… И немало из них я даже слушаю или слышал. Широкое определение «современный альтернативный хард-рок» не трогает ностальгические струны души, а потому предпочтительнее. Однако…
Слегка окунувшись в былой интерес, я решил навести более подробные справки.
Всезнайка Яндекс выдал на удивление немного конкретных ссылок на «пост-гранж» ("пост-грандж") в Рунете. Вроде бы все его подразумевают, обсуждают на форумах, упоминают применительно к группам – но нет сколь-нибудь ясного и полного описания. В одной из первых строчек есть такая краткая аннотация - и это, пожалуй, все по существу вопроса в Рунете (есть еще разные скопированные повторы этого же материала). Что же, родом предмет не отсель, потому посмотрим на забугорных ресурсах.
Google в первой же строке выдал статью в открытой энциклопедии Wikipedia, но только в английском варианте. К слову, остальные результаты оказались столь же невнятны, как и у Яндекса. Ну, спасибо кому-то ненашему за этот материал! Кстати, надо бы его перевести, так как в русской части Wikipedia такого нету.
Прочитав все статьи раздела, я пришел к следующим выводам и аналогиям.
Возможно, сам термин "пост-гранж" выглядит довольно неопределенным и несколько измышленным, придуманным. Как гласит статья Wikipedia, можно даже считать, что по большей части это маркетинговый ход менеджмента звукозаписывающих компаний. И тем не менее, некоторые характерные, отличительные особенности у этого направления имеются, стоит признать. Почему бы и нет? Все-таки эта музыка так или иначе продолжает гранж.
В неисчислимом и все более множащемся разнообразии современной музыки постоянное обновление и добавление определений всегда остается актуальным. С одной стороны, все вроде бы похожи. С другой стороны, каждый стремится найти что-то свое. Кому-то удается, кому-то не очень. Многие уже не пытаются, а просто говорят открыто: да, мы играем нечто среднее между тем, этим и еще немного вот таким.
Данное в Wikipedia описание генезиса и преемственности пост-гранжа по отношению к его корням с точки зрения музыкального маркетинга я хочу дополнить собственным взглядом согласно взятому мной акценту на сопоставление психологии и музыкальных предпочтений личности.
В принципе, про многих из нас и таких, как мы, можно сказать, что они "выросли на гранже". И также про многих можно сказать, что они "выросли из гранжа". Ведь прошло десять лет. Подростки выросли из старой одежды: необязательно стали носить больший размер, но почти наверняка несколько иной стиль. Взросление всегда чего-то добавляет, а чего-то отнимает. У каждого по-своему. Но у большинства, как правило, чуть убавляется бешеной удалой энергии чистой экспрессии, в то время как сами способы выражать себя усложняются и разнообразятся. На пути поиска своей идентичности мы обрастаем многими дополнительными чертами, растворяем в себе множество новых оттенков света. И вообще говоря, мы становимся интереснее, внешне или внутренне.
Однако мы также не выбрасываем то прежнее, что нам дорого. И мы не просто его храним, если хотим развиваться продуктивно; мы пытаемся использовать его, извлекая для себя опыт. Когда он имеется, нам уже есть, с чем сравнить.
Я не считаю, что все новое – это хорошо забытое старое или обязательно его напоминает, но в силу особенностей нашей психологии мы так или иначе находим некие параллели между новым и старым, обнаруживаем точки соприкосновения, видим своего рода продолжение, развитие прошлого в настоящем… И мне бы не хотелось считать, что пост-гранж является вымышленным, поскольку он все-таки ассоциируется в плане восприятия музыки с повзрослевшим мной, который начинал с гранжа.
Впрочем, это не зарисовка на тему взросления личности, а все-таки статья о музыке, и заголовок ее вполне конкретен.
Некоторое время назад мне попалась на глаза одна начинающая группа, о которой можно сказать, что играет она именно пост-гранж, к тому же электронный. Это интригующее, но довольно туманное, на первый взгляд, определение на самом деле отражает вполне реальное положение вещей. То, что во многом отражает вышеизложенное. Поэтому и заинтересовало меня. Ведь я не сказал о том, что также слушаю различную электронную музыку. И раз во мне уживаются эти две очень разные музыкальные ипостаси, то еще более интересны мне самому такие эксперименты, которые их объединяют. Причем, гармонично, равноправно, оправданно.
Кроме того, эта молодая команда – наша, отечественная. А у нас делать что-то такое, по-моему, само по себе смелое и вдвойне трудное начинание.
В общем-то, активным использованием электроники в рок-исполнении сегодня никого не удивишь. Ну, а "Иллюзии Баха" положили электронные аранжировки в основу своего звучания. Чтобы создать такой материал, надо иметь определенные познания и возможности: если второе сейчас имеется у очень многих, то первое отнюдь нет. Отметим, что я говорю о типично рокерской среде, в которой до сих пор не на последнем месте "гаражный подход" в создании музыки. Если группа использует синтезаторы, то про нее могут сказать, что она претендует на "более продвинутый звук".
И если в гранже синтезаторы и сэмплы были бы просто неуместны, то они вполне к месту в пост-гранже, для размежевания которого с первым я отчасти и дал выше сравнения о взрослении. Более сложное звучание может оставаться таким же драйвовым, но также позволяет доносить до слушателя более тонкую лирику, поскольку предоставляет музыканту больше выразительных средств. Такое звучание позволяет концептуальному посылу музыки с корнями в гранже быть очень современным именно сегодня, сохраняя актуальность эстетики, социального протеста и поисков сегодняшней думающей молодежи из небогатых семей.
А я надеюсь, что представление о наличии и активности такой думающей молодежи в нашей стране сегодня - это не просто иллюзии. На это же, по-видимому, рассчитывают "Иллюзии Баха", создавая свою музыку и донося до публики свой взгляд на мир. Насколько успешно им это удастся - покажет время, которое почти все у них еще впереди.
В ближайшее же время их точку зрения можно будет услышать среди прочих на фестивале молодых альтернативных групп 3 апреля в московском Р-клубе. Насколько реальным либо, наоборот, иллюзорным покажется публике их электронный пост-гранж? Кто захочет - сможет оценить лично.
Источник: Grunge Bands